Судоходная компания «АгидельФлот»
История пароходства в Уфе
История развития судоходства в столице Башкирии – Уфе: первые пароходы, передвижение речного транспорта по реке Белой.
Сегодня речной пароход является устаревшим видом речного транспорта, на смену которому пришли более современные суда – теплоходы. Однако именно развитие передвижения пароходов по Белой позволило стать Уфе крупной транспортной артерией.

Экономическое, социальное и экологическое значение водного транспорта для современной Уфы сложно переоценить. Развитее пароходства на данной территории осуществлялось на протяжении нескольких веков и было связано с определенными трудностями.
Уфа – город с большим количеством рек, пригодных для передвижения речного транспорта

На территории исторического Башкортостана водный транспорт с давних времен выступал основным. Данное обстоятельство связано с тем, что на территории республики протекает множество рек, пригодных для выполнения грузовых и пассажирских перевозок речными пароходами и теплоходами. Река Белая – левый приток Камы, значение этой реки для республики велико, так как именно она является самой половодной и крупной. Площадь бассейна реки Белой составляет 141900 км, протяженность – 1420 км.

Развитие речного транспорта в Уфе
История развития пароходства в Уфе: предпосылки

Становление пароходства в Башкортостане в значительной степени было связано с отсутствием дорог для гужевого транспорта. Другим значимым событием в истории судоходства стало активное промышленное развитие в республике. В связи с чем реки стали доступным источником энергии для горных заводов, а также обеспечили транспортировку сырья и готовой продукции. Продукция горных заводов доставлялась по рекам Белая, Волга и Кама на центральные рынки страны. Караваны с товарами спешили прибыть к открытию ярмарки, проходившей с 15 июня по 25 августа в Нижнем Новгороде.


Одновременно с этим на Южном Урале открывались медные месторождения и запускались железные дороги, которые формировали горную промышленность региона и способствовали становлению речного транспорта. В период весеннего половодья горные заводы сплавляли металл по малым рекам до реки Белой на баржах.

Появление первых речных пароходов в Уфе

Перевозки товаров выполнялись мелкими судами, которые изготавливались местными компаниями, однако увеличивающиеся темпы производств требовали использования более крупных судов. Для их использования было необходимо улучшить водные пути.


Однако развитие водного транспорта было затруднено из-за неглубоких познаний края, недостаточной изученности реки Белой. Характерные черты данной реки – извилистость течения, быстрота и мелководье в некоторых местах, именно они замедляли развитие уфимского пароходства.


Практическая выгода данного направления перевозок активно доказывалась промышленниками, что способствовало исследованию главной водной артерии Башкортостана на всем пути. Соответствующее решение было принято в 1857 году специализированной комиссией. Результатом многочисленных испытаний стало признание пригодности реки для передвижения речных пароходов и развития судоходства в целом.


Летом 1858 года первые речные пароходы «Быстрый» и «Грозный», принадлежавшие купцу Журавлеву, отправились от волжской пристани, спустились в Каму, затем в реку Белая и через несколько недель прибыли в Уфу. Этот навигационный сезон вошел в историю парового судоходства в Башкортостане.


Одним из ключевых событий в истории распространения пароходов в Уфе стало открытие «Бельского пароходства» купцами Поповым, Исаевым и Полетаевым. Данная компания обеспечила регулярное пассажирское сообщение. В период навигации 1871 года по рекам Башкортостана от Уфы до Казани курсировали речные пароходы «Иоанн» и «Михаил»; от Нижнего Новгорода до города Уфа – пароход «Павел»; до Казани, Стерлитамака – пароход «Уфимец». Прибыль компании за провоз грузов, пассажиров и багажа составила около 51 тыс. рублей, что вызвало интерес других пароходных компаний, которые создали здоровую конкуренцию.

Становление реки Белой как крупной транспортной артерии в начале XX века

Потребность в улучшении водных путей на реках Уфимской губернии оставалась, поэтому в период с 1875 по 1909 годы к Губернскому собранию обращались с просьбами о принятии мер для дальнейшего развития судоходства. В этот период произошло несколько положительных изменений, так, в начале 80-х годов XIX века на притоках реки Белой функционировало около 30 пристаней.


Наблюдался высокий спрос на пассажирские и грузовые перевозки речными пароходами, при этом компании не могли в полной мере удовлетворить потребности клиентов. Данное обстоятельство способствовало увеличению числа судов и к началу XX века буксирные пароходы по реке Белой ходили в количестве 33 шт., по Белой также курсировали 15 товарно-пассажирских пароходов, принадлежавших купцам.


Пароходы в Центральную Россию и Поволжье доставляли продукты питания, скот, кожу, что сделало реку Белую крупной транспортной артерией. Однако значительную часть от общего объема перевозок занимала продукция горных заводов. Пассажирские перевозки также становились более востребованы, что вызывало увеличение интенсивности движения судов. Следствием данного решения стало формирование органа для обеспечения безопасности и организации перевозок водным транспортом. В период с 1876 по 1880 годы была образована 5-я Уфимская судоходная дистанция.


Перед Октябрьской революцией наблюдалось функционирование водного транспорта, при этом имелись отдельные проблемные моменты. В 1913 году насчитывалось 38 пароходов, общая мощность достигала 10690 лошадиных сил. Кроме этого, использовалось 1367 км судоходных путей, из которых 860 км имели обстановку. Погрузо-разгрузочные работы выполнялись вручную, возникала потребность в привлечении квалифицированных кадров.


Последними навигациями частных компаний стали две товаро-пассажирские линии, запущенные в 1916 году товариществом «Ф. и Г. Братья Каменские и Н. Мешков» и пароходством «Д.Д. Якимова». Пароходы одной линии курсировали между Уфой и Нижним Новгородом, другой – между Уфой и Казанью.

Новая эпоха развития речного транспорта Башкортостана: пароходы «Бельского речного пароходства»

Новый этап развития открытого акционерного общества «Бельское речное пароходство» началась 27 апреля 1918 года, именно тогда состоялось заседание Уфимского городского совета депутатов. Данное мероприятие было посвящено обсуждению вопроса готовности бельского флота к навигации. Представители компании подготовили к новому сезону 86 судов, представленных 12 буксирными и 17 пассажирскими судами, 17 металлическими и 40 деревянными баржами.


Речной парк «Бельского речного пароходства» с того времени существенно расширился до 180 пассажирских и грузовых пароходов. Инфраструктура организации представлена пристанями на реке Уфа и Белая, а также судоремонтным заводом и Уфимским речным портом с подъездными путями. Немаловажным аспектом является то, что «Бельское речное пароходство» выступает в качестве пассажирского и грузового перевозчика в бассейнах рек Дон, Волга, Кама. Кроме этого, суда, на которые нанесена эмблема республики Башкортостан, встречаются в портах Италии, Германии, Турции и Финляндии.

Контакты

+7 964 9-555-888

agidelflot@yandex.ru

Made on
Tilda